Абай Кунанбаев

Великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы.

Признанный миром Абай
Абаеведение
Сочинения
Произведения об Абае
Музей Абая
Сайты об Абае


Философия Абая

В душу вглядись глубже, сам собою побудь…
Философские параллели поиска Истины.


Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана.

Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.

Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития.

Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции.

Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.

Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания . Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников.

Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».

С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим.» Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». (Абай Книга слов.- Алматы, 1991.- с.345). Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение.

Человек должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой. Он пишет:
«В душу вглядись глубже, сам собою побудь:
Я для тебя загадка, я и мой путь!
Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.
Против тысяч сражался, не обессудь!»


«Познай сам себя» - это одно из древнейших философских направлений всех народов. Познай себя – и ты обретешь Истину! Данный постулат исходит прежде всего из религиозной философии. И здесь можно провести параллели между Абаем и двумя религиозными мыслителями России – П.А. Флоренским и Н. Бердяевым.

Так как наука не открывает всю истину, Абай пытается найти ее средоточие и полноту. В «Слове» стих 38, он не просто ставит вопрос о пути познания Истины, но очерчивая познавательные горизонты, вводит в его контекст «мир», «самих себя», и «Аллаха». Он недвусмысленно говорит о существовании двух уровней истины: истина от «земли», и человек идет к ней через разум, истоки же «чистой истины» лежат в другом – они во Всевышнем.

«Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное».

Легко сказать: вот Бог! Но путь
К нему лежит не через слово.
Душой и сердцем чистым будь –
Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,
Зря мой язык о нем толкует.
Сомненья нет! Господь во всем,
Что в зримом мире существует.


Проблема истины является стержневой и для всего творчества П.А. Флоренского, религиозного философа Всеединства. Поиск Истины был началом и конечной целью его интеллектуальных и духовных устремлений «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины». Его мысль созвучна Абаю в том, что науке недоступна цельность мироздания, через нее не постигается абсолютная истина, она лишь дает относительные знания.

Для Н. Бердяева, также как и для Абая, внутреннее есть основа человека, и именно оно должно определить поведение «внешнего человека». Н. Бердяев ставит человека не только выше любой вещи в мире, но и выше самого мира. Человек для него не как индивид, а как личность. «Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью». Абай, как и Н. Бердяев наряду с человеком выделяет Аллаха (Бога), который есть «альфа и омега» этого мира, есть Истина. Он пишет: «Правда именуется еще истиной, а истина – это Аллах». Для Н. Бердяева – истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху).

Таким образом, у обоих философов конечное назначение человека и смысл жизни – Аллах (Бог).

Можно констатировать: великие смотрят на суть духовности, а не на догмы определенной религии. А духовность – одно целое, неделимое свойство выражающее суть человека независимо от нации и религии. Поэтому по своей духовной наполненности Абай не может принадлежать к какой-то определенной религии. Его духовность- это выражение Вселенского мироздания Души… И чтобы постигнуть ее, нам еще очень много надо работать над собой.

Возможно множество параллелей между казахской и русской философией. И это понятно, так как и Россия и Казахстан являются представителями евразийской мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.

И мы можем сказать – великие – созвучны, они духовные братья. Они часто говорят об общем, всечеловеческом перекликаясь через века и расстояния.

Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей.

Библиография:

1. Алексеев Н. Путь к подлинному Абаю // Иртыш.- 1995.-11 марта
2. Байтанова Р. Абай в русской школе // Вестник высшей школы Казахстана. - 1997. - №2 - С.65
3. Елеукенова Г. Мы не одиноки на земле // Мысль.- 2001. - №11. - С.57
4. Ержанова А. Слова, как люди, разные – бывают дельные, бывают праздные // Мысль.-2001. - №7. - С.73
5. Жиренчин А. Отношение Абая к религии // Простор.- 2004. - №11. - С.173
6. Кунанбаев Абай Книга слов / ред. Р. Сейсенбаева.- Семей: Международный клуб Абая, 2001. - 147 с.
7. Кожухова Б. Методологическая дескрипция казахской социальной рефлексии 19-первой половины 20 вв. // Поиск. - 2003. - №3. - С.154
8. Мулдашева Г. Запад- Восток к вопросу о философской антропологии в учениях Н.А. Бердяева и даосизма // Поиск. - 2003. - №3. - С.165
9. Мухтарова Ш. Идеи национального сознания в наследии Абая // Улагат. - 2001. - №5. - С.53
10. Мчедлишвили Ш. Философские аспекты в творчестве Абая // Иртыш.- 1995. - 21 марта
11. Семенова Г. Философские параллели Абай Кунанбаев и П. А. Флоренский - опыт постижения истины // Мысль. - 1998. - №9. - С.27
12. Смагулова Г. Абай и Толстой: принципы народного воспитания // Иртыш.- 1995.-8 августа


Эти документы находятся в фондах Семипалатинской Областной Библиотеки им. Абая. Их можно заказать, воспользовавшись службой электронной доставки документов Национальной академической библиотеки РК (НАБРК) по электронной почте edd@nabrk.kz

Сайт НАБРК: http://www.nabrk.kz