Абай Кунанбаев

Великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы.

Признанный миром Абай
Абаеведение
Сочинения
Произведения об Абае
Музей Абая
Сайты об Абае


Абаеведение дореволюционного периода и 20-30-е годы

Абаеведение – трудный, сложный и одновременно захватывающий раздел казахского литературоведения. Сама жизнь и творчество Абая неординарны, многообразны и содержательно настолько, что в разные периоды жизни одного человека могут проявиться по–разному, даря при этом какие-то новые неожиданные открытия.

В общественной науке есть немало работ, посвященных жизни и творческой деятельности Абая Кунанбаева (1845-1904). Однако по ряду причин, особенно по причине репрессий 30-х годов, в них упущены многие труды и материалы, которые долгое время были переданы забвению.

При жизни поэта лишь несколько стихотворений опубликовано в газете «Дала уалаятынын газеті» - «Степная газета». При жизни поэта произведения отдельной книгой не изданы.

Произведения Абая впервые были изданы отдельным сборником в 1909 году в Санкт-Петербурге, подготовили их к печати сын Абая Турагул Кунанбаев (1875-1934) и двоюродный брат Какитай (1868-1915). Здесь же была помещена краткая биография поэта. Для ценителей и исследователей поэзии этот сборник долго оставался ценным подспорьем в популяризации творчества Абая.

Объективная оценка творчеству Абая Кунанбаева дана в дореволюционных работах Алихана Букейханова, Ахмета .Байтурсунова, Миржакып Дулатова, Магжана Жумабаева.

Однако лишь в последнее время стало известно, что первым биографом Абая был Алихан Букейханов. Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» - некролог киргизского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

Казахские интеллигенты, чья жизнь и деятельность выпала на начало века, в 10-30е годы ценили Абая, исследовали, пропагандировали его творчество. Так, в 1914 году в Семипалатинске официально был проведен первый вечер памяти, посвященный 10-летней годовщине смерти поэта Абая, о нем сделала доклад в то время активная общественная деятельница, педагог, писательница и переводчица Назипа Кульжанова (1887-1934).

После Октябрьской революции, в 20-30-годы, по поводу художественных творений поэта бытовали противоречивые мнения, имело место разночтения его поэзии, высказывались как положительные, так и отрицательные суждения о творчестве Абая.

«В первые годы после революции, как писал Мухтар Ауэзов, - вплоть до 1936-1937 годов, наряду с истинно социалистической оценкой наследия Абая имели место и различные консервативно-злопыхательские суждения…. Они пытались привнести Абая под свое байско-контрреволюционное знамя, сделать его «своим Абаем», своим идейным вдохновителем».

Несмотря на то, что после Октябрьской революции не сразу сложилось объективно верное отношение к наследию Абая, творчество поэта постоянно вызывало большой интерес у общественности.

В 1928 году Ильяс Кабулов на страницах газеты «Советская степь» опубликовал статью «Философия казахского поэта и его критика», где тенденциозно односторонне подверг критике общественные взгляды Абая Кунанбаева. Против такой оценки с категорическим возрождением выступил в этой же газете Идирис Мустамбаев. Его статья также не была лишена отдельных ошибок. Но в целом в оценке творчества поэта он был во многом объективен, подчеркивая, что Абай был подлинно народным поэтом, и в истории литературы и публицистики вообще редко на долю писателя выпадал такой успех в народной массе, какой имел в свое время Абай. Так в тридцатые годы в Казахстане шли дискуссии о творчестве поэта.

В последствии именно такого рода исследования о творчестве Абая, в том числе и предвзято- противоречивые, послужили основанием для созданием нового раздела казахской литературоведческой науки – абаеведения. В 1940 году Мухтар Ауэзов через семипалатинскую областную газету «Екпинди» обратился к исследователям наследия Абая. Он указал на необходимость дальнейшего сбора и записывания из уст народа произведений Абая Кунанбаева и вместе с тем подчеркнул необходимость тщательного отбора новых стихов с тем, чтобы установить истинную принадлежность их автору.

Мухтар Ауэзов указал на обязательность скрупулезного сбора различного рода сведений, имеющих непосредственное отношение к характеристике среды Абая, - в целях более глубокого понимания сути и содержания его поэзии. При его активном участии абаеведение из года в год все больше развивалось, углублялся его научный уровень.

Литература:

1. Батырбекова Р. Изучение наследие Абая Кунанбаева в начале XX века // Казахстанская правда. – 1995. - 26 июля.- С.8
2. Калмырзаев А.С. Эстетическое в творчестве Абая.- Алма-Ата: Казахстан, 1979. - 160 с.
3. Мустамбаев Поэт Абай и его философия по поводу статьи тов. Кабулова // Абай. - 1992.- № 2. - С. 61-65
4. М. О. Ауэзову: Сборник статей к его шестидесятилетию - Алма-Ата: Изд. Академии наук Каз. ССР, 1959.- 255 с.
5. М. Ауэзов в воспоминаниях современников.- Алма-Ата: Жазушы, 1972. – 359 с.
6. Кунаев Д. А. Мухтар Ауэзов и русская литература. - Алма-Ата: Рауан, 1992.- 96 с.
7. Тайжанов А.Т. М.О. Ауэзов – мыслитель.- Алма-Ата: Ғылым, 1991. - 167 с.
8. Мырзахметулы М. Восхождение Мухтара Ауэзова к Абаю. – Алматы: Санат, 1994. - 317 с.


Эти документы находятся в фондах Семипалатинской Областной Библиотеки им. Абая. Их можно заказать, воспользовавшись службой электронной доставки документов Национальной академической библиотеки РК (НАБРК) по электронной почте edd@nabrk.kz

Сайт НАБРК: http://www.nabrk.kz